Триумф русской музыки. Окно в мир
Международная конференция 21-23 марта 2014 года
К 170-летию Н. А. Римского-Корсакова
2014 год пройдет в Санкт-Петербурге под знаком празднования 170-летия Н. А. Римского-Корсакова. Композитор, чье имя вписано во все художественные летописи города, является его музыкальным символом. Именно с Римского-Корсакова началось освоение мира русской музыкой. Она начинает издаваться на других языках, ее исполняют в самых известных концертных и оперных залах, гастроли русских композиторов и исполнителей становятся сенсацией на культурном небосклоне.
В последней квартире композитора, ныне мемориальном музее пройдет международный симпозиум, который объединит ведущих специалистов по русской музыке из 14 стран (Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Канада, Латвия, Нидерланды, Португалия, Россия, США, Финляндия). На протяжении трех дней будут обсуждаться вопросы восприятия русской музыки в XIX – XXI веках, ее идентичности в современном художественном мире, влияние русского музыкального стиля на творчество зарубежных композиторов, композиторские школы и исполнительская школа, ее восприятие, влияние и распространение.
Одним из главных тезисов симпозиума является необходимость в новом осознании в XXI столетии масштаба школы Римского-Корсакова, сплотившей вокруг себя композиторов, чьи имена стали значительным этапом истории музыки рубежа веков. Посвятив 37 лет своей жизни консерватории, строгий профессор сформировал кодекс правил и обязательных знаний, необходимых каждому начинающему музыканту. Его ученики, став позже профессорами консерватории, передавали эти знания следующим поколениям.
16 марта в 19.00 пройдет первый концерт, посвященный 170-летию Н. А. Римского-Корсакова. «Открывать мир» XIX века начнут известные французские музыканты Пьер Дюто (труба), Доминик Скорни (фортепиано). В продолжении юбилейного марафона состоится концерт 22 марта в 19.00 при участии солистов Мариинского театра Гелены Гаскаровой (сопрано) и Александра Краснова.
Куратор
проектов – Лидия Адэр
Тезисы докладов
РАСПИСАНИЕ СИМПОЗИУМА
21 марта, пятница
13.00 – Официальное открытие конференции
13.15 – Ирина Теплова (Санкт-Петербург, Россия). Римский-Корсаков в русской музыкальной фольклористике рубежа XIX – XX веков.
13.45 – Патрик Зук, Дэниэл Тук, Джозеф Шульц (Дарем, Великобритания). Римский-Корсаков и русско-советский симфонизм: Мяcковский, Прокофьев, Хачатурян
14.45 – Майкл Скот Ричардсон (Нью-Йорк, США). Влияние как «эволюция»: Происхождение и распространение батальных сцен в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова
15.15 – Перерыв
15.45 – Дэвид Хаас (Афины, США). Опера как прикладная психология. Вызовы «Ночи перед Рождеством» западному оперному критицизму
16.15 – Кристина ван ден Бьюс (Брюссель, Бельгия). «Могучая кучка» и Бельгия
16.45 – Владимир Орлов (Санкт-Петербург, Россия). «Русская «Кармен»: инверсия гендерной роли»
18.00 Открытие выставки «Маленькие трагедии. Роковые
страсти».
Концертное исполнение оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» в Мемориальной гостиной. Государственный камерный музыкальный театр «Санкт-Петербург опера». Реж. Юрий Александров. Вход по пригласительным
22 марта, суббота
11.00 – Диего Боскет (Мендоса, Аргентина). Алексей
Абутков: русский музыкант в удаленной аргентинской деревне
11.30 – Юлия Йонане (Рига, Латвия). Преемственность традиций ориентализма Н. Римского-Корсакова в творчестве его учеников – латышских классиков
12.00 – Венделин Битцан (Берлин, Германия). Русская фортепианная соната после Балакирева и Рубинштейна. Подход к истории жанра и западноевропейской взаимозависимости
12.30 – Кэтлин Кларк (Монреаль, Канада). Маркетируя Санкт-петербургские ночи: Джон Фильд и распространение русского ноктюрна для фортепиано в XIX веке
13.00 – Обед
15.00 – Ирина Горная (Петрозаводск, Россия). Поэтика слова в романсах Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова
15.30 — Лаура Браун (Пенсильвания, США). Синтез музыки и поэзии в цикле «Поэту» оp. 45 Римского-Корсакова
16.00 – Кофе-брейк
16.30 – Андрей Алексеев-Борецкий (Санкт-Петербург, Россия). Н.И.Заремба и Н.А.Римский-Корсаков
17.00 – Лидия Адэр (Санкт-Петербург, Россия). Школа Римского-Корсакова. 10 лет спустя
17.30 – Анна Петрова (Санкт-Петербург, Россия). Опера в русском стиле на французской сцене. 1910-1930-е годы
19.00 – Концертный зал Музея-квартиры Н. А.
Римского-Корсакова. Концерт вокальной музыки. Исполнители – солисты Мариинского
театра.
23 марта,
воскресенье
11.00 – Лариса Кириллина (Москва, Россия). Топосы и
символы в творчестве Римского-Корсакова
11.30 – Рутгер Хельмерс (Амстердам, Нидерланды). Музыкальная мобильность в век трансформации. Западные музыканты в Петербурге 1860-х.
12.00 – Хелена Тюрваинен (Хельсинки, Финляндия). Музыка и формирование идентичности во время франко-русских празднеств 1893 года
12.30 – Вера Стоянова (Санкт-Петербург, Россия). Из истории российско-молдавских культурных отношений: выпускники Петербургской консерватории начала XX века в Бессарабии
13.00 – Обед
14.30 – Томас Радеке (Веймар, Германия). Подъем русской музыки в Германии к 1900-м: Римский-Корсаков и Лист во Всеобщем германском музыкальном союзе
15.00 – Паулу де Каштру (Лиссабон, Португалия). От «хорошего чужого» к «идеальной личности»: Представления о русской инакости во Франции и Иберийском полуострове на рубеже XIX – XX века
15.30 – Кристина Агилар (Мадрид, Испания). Россия как модель для «Современной музыки» в Испании. Филипе Педрель и Мануэль де Фалья
16.00 – Кофе-брейк
16.30 – Мария Разумовская (Лондон, Великобритания). Окно на Запад и Восток: Исследование влияния интерпретации Генрихом Нейгаузом Шопена
17.00 – Ндубуиси Е. Ннамани (Кембридж, Великобритания). Симфоническое ‘переход’ – сближения и расхождения в контексте звукового родства «военных» тем Шостаковича и Симфоний «Согласия» Нванкпи.
17.30 – Игорь Воробьев (Санкт-Петербург, Россия). «Военные письма» Валерия Гаврилина: Диалог с романтической традицией
18.00 – Закрытие симпозиума. Торжественный вечер. Вход по
пригласительным.
Cтендовые доклады
Екатерина Ключникова (Москва, Россия). Имиджи Н. А.
Римского-Корсакова в XX
и XXI веках: От
национального гения к автору «детских» опер (по материалам отечественных
энциклопедий)
Иосиф Райскин (Санкт-Петербург, Россия). Римский-Корсаков о дирижировании. Темное ли дело?