Международная конференция
«Римский-Корсаков – 175. Год за годом»
18-21 марта, Санкт-Петербург
18 марта 2019 года исполняется 175 лет со дня рождения всемирно известного русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908). К его юбилею Мемориальный музей-квартира композитора на Загородном пр., 28 приурочил крупную международную конференцию «Римский-Корсаков – 175. Год за годом» и ряд других масштабных событий. Но главное – в этот день Музей открывает двери после капитального ремонта и приглашает на презентацию обновленной мультимедийной экспозиции и отреставрированных мемориальных интерьеров квартиры Римского-Корсакова.
Мемориальный-музей квартира Н. А. Римского-Корсакова открывается в день рождения композитора после капитального ремонта. Музейщики особенно гордятся тем, что несмотря на всем известные тяготы и опасности этого процесса, мемориальная квартира сохранила в неприкосновенности все детали уникальных сохранившихся интерьеров, более того, здесь восстановлен рисунок паркета, который был в квартире при жизни Римского-Корсакова. Возобновляет работу мультимедийный проект, с помощью которого каждый может стать дирижером, знатоком оркестра, диджеем-аранжировщиком и даже обладателем «цветного слуха» на 5 минут. Презентация обновленного музея и юбилейной программы 2019 года для гостей и прессы начнется в 14.00.
Программа празднования 175-летия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова обширна и охватывает ключевые петербургские культурные институции. В квартире композитора на Загородном 18-21 марта будет проходить Международная научная конференция «Римский-Корсаков – 175. Год за годом». Партнерами конференции выступают Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургский государственный университет. Участниками конференции станут более 40 ученых из России, Европы, США и Австралии. Почетные спикеры – профессор Ричард Тарускин (США) и Марина Фролова-Уокер (Великобритания). По материалам конференции будет опубликован юбилейный сборник статей «Год за годом. Н. А. Римский-Корсаков – 175», а к началу конференции – буклет с программой и тезисами докладов. Главные темы конференции – судьба наследия Римского-Корсакова с 1908 года по сей день, позиционирование сочинений композитора в разные десятилетия в контексте меняющихся политических режимов; наследие Римского-Корсакова в современной концертной и оперной практике. Начало первого заседания – в 11.00
В рамках параллельной программы конференции состоятся три музыкальные программы с приглашением солистов оперных театров России и именитых музыкантов. Среди участников – Квартет им. Н. А. Римского-Корсакова, солисты Мариинского театра и Санкт-Петербургской академической филармонии.
23 марта, 16.00 Квартет им. Н. А. Римского-Корсакова. В программе: Римский-Корсаков – Струнный квартет № 2, Фуга «В монастыре», Цикл квартетных миниатюр «Пятницы», Именины для струнного квартета, струнный квартет «B-la-f».
24 марта, 16.00 Вокальный вечер. Ольга Трифонова – сопрано, солистка Мариинского театра. Анна Кантор – фортепиано.
Оргкомитет конференции:
Лидия Олеговна Адэр, куратор конференции, старший научный сотрудник Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова
Нина Владимировна Костенко, заведующая Музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова
Наталия Александровна Брагинская, проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
Зивар Махмудовна Гусейнова, заведующая кафедрой истории русской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
Ольга Георгиевна Дигонская, старший научный сотрудник Российского национального музея музыки, главный архивист Архива Д. Д. Шостаковича
Елена Семеновна Ходорковская, заведующая кафедрой междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета.
Полин Фэрклоф, Университет Бристоля, Музыкальный факультет; вице-президент Королевской музыкальной ассоциации (Великобритания)
Валери Дюфур, Свободный университет Брюсселя
Программа конференции:
18 марта, понедельник
Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова
Адрес: Загородный пр., 28
10.00-10.50 Регистрация участников
10.50 Открытие конференции
Модератор – Паулу де Каштру
11.00-11.25 Нина Владимировна Костенко, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова (Россия)
«Цвет времени». Семья Н. А. Римского-Корсакова в объективе М. О. Штейнберга
11.25-11.50 Тамара Игоревна Твердовская, Санкт-Петербургская консерватория (Россия)
«Великая задача украшать окружающее»: Н. А. Римский-Корсаков глазами А. В. Луначарского
11.50-12.15 Валентин Константинович Лященко, Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы (Россия)
Деятельность Н. А. Римского-Корсакова на посту Инспектора военных хоров Морского ведомства
12.15-12.40 Мария Николаевна Щербакова, Санкт-Петербургская консерватория, Мариинский театр (Россия)
Римский-Корсаков и Мариинский театр: из архивов служебной документации
12.40-13.05 Анна Валерьевна Петрова, Мариинский театр (Россия)
Путешествие Царя Салтана из Парижа в Ленинград (1929-1937)
13.05-13.30 Анастасия Борисовна Дмитриева, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (Россия)
Опера Н А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в эскизах театральных художников из собрания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
13.30-15.00 Обед
Модератор – Любовь Абрамовна Купец
15.00-15.25 Татьяна Владимировна Брославская, Санкт-Петербургская консерватория (Россия)
Творческие импульсы Н.А. Римского-Корсакова в эстонской музыке ХХ столетия: Март Саар – Вельо Тормис
15.25-15.50 Мария Голубович, Институт музыковедения Сербской академии наук и искусств (Сербия)
Русская эмиграция и Владимир Бельский: музыка Римского-Корсакова в Белграде между двумя мировыми войнами
15.50-16.15 Кристин ван ден Бьюс, Королевская консерватория Брюсселя, Свободный университет Брюсселя (Бельгия)
Оперы Римского-Корсакова в межвоенный период в Брюсселе (1919-1938)
16.15-16.40 Ясуко Нохара, Музыкальная Академия Мусасино в Токио (Япония)
Аспекты восприятия творчества Римского-Корсакова в Японии
16.40-17.05 Алан Кук, Мельбурнская музыкальная консерватория (Австралия)
Оперные жемчужины Римского-Корсакова в Австралии
17.05-17.30 Кофе-брейк
17.30-18.30 Круглый стол. Модератор – Лидия Адэр
20.00 Концерт в честь Н. А. Римского-Корсакова в Большом зале филармонии. Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. Дирижер – заслуженный артист России Александр Титов. Солистка – Елизавета Украинская (фортепиано). В программе – «Испанское каприччио», Концерт для фортепиано с оркестром, Симфоническая сюита «Ночь на горе Триглав».
19 марта, вторник
Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова
10.30 Открытие второго дня конференции
Модератор – Марина Фролова-Уокер
10.35-11.00 Надежда Ивановна Тетерина, Государственный институт искусствознания (Россия)
Творческие редакции Н. А. Римского-Корсакова в составе Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского
11.00-11.25 Василиса Александровна Александрова, Государственный институт искусствознания (Россия)
Н. Римский-Корсаков – П. Ламм – В. Гуи. К истории одной итальянской постановки «Хованщины» М. Мусоргского
11.25-11.50 Екатерина Владимировна Лобанкова, Московская высшая школа социальных и экономических наук (Россия)
Н.А. Римский-Корсаков vs М.П. Мусоргский: проигравший победитель и новый советский классик (о механизмах девальвации и восстановлении репутации композитора)
11.50-12.00 Кофе-брейк
Модератор – Мария Геннадьевна Гайдук, лектор-музыковед Мемориального музей-квартиры Н. А. Римского-Корсакова
12.00-12.25 Ада Григорьевна Айнбиндер, Музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину (Россия)
Вечные антиподы — Н.А. Римский-Корсаков и П. И. Чайковский. К истории взаимоотношений
12.25-12.50 Вера Борисовна Валькова, Российская академия музыки им. Гнесиных, Государственный институт искусствознания (Россия)
Н. А. Римский-Корсаков в творческой судьбе С. В. Рахманинова.
12.50-13.15 Паулу Ф. де Каштру, Новый университет Лиссабона (Португалия)
«Инстинкт объективности»: взгляд Владимира Янкелевича на музыку Римского-Корсакова
13.15-13.40 Кирилл Владимирович Дискин, Санкт-Петербургская консерватория (Россия)
Николай фан Гильзе фан дер Пальс и его книга об операх Римского-Корсакова
13.40-15.00 Обед
Модератор – Ада Григорьевна Айнбиндер, Музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину (Россия)
15.00-15.25 Ирина Борисовна Теплова, Санкт-Петербургская консерватория (Россия)
«Стих об Алексее Божием человеке» в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и в народной культуре
15.25-15.50 Ирина Прокопьевна Дабаева Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова (Россия)
Жанр причастного стиха в литургическом творчестве Н. А. Римского-Корсакова и исполнительской практике
15.50-16.15 Галина Владимировна Лобкова, Санкт-Петербургская консерватория (Россия)
Музыкальный фольклор Смоленской области в сборнике Н. А. Римского-Корсакова и в экспедиционных записях второй половины XX века
16.15-16.25 перерыв
Модератор – Ольга Борисовна Манулкина
16.25-16.50 Егор Поляков, Высшая школа музыки и театра в Лейпциге (Германия)
«Крайне затруднительны и не точны» — описание инструментальных тембров в «Основах Оркестровки» Н. А. Римского-Корсакова в контексте новейших исследований компьютерного звукового анализа
16.50-17.15 Любовь Абрамовна Купец, Петрозаводская консерватория им. А. К. Глазунова (Россия)
Н. А. Римский–Корсаков в пространстве Public history: версия 2.0
17.15-17.40 Лидия Олеговна Адэр, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова (Россия)
Визуальная репрезентация творчества Римского-Корсакова (на примере иконографии CD дисков)
17.40-18.00 Кофе-брейк
18.00-19.00 Марина Фролова-Уокер, Кэмбриджский университет (Великобритания)
Лекция Римский-Корсаков, «русская музыка» и «так называемая общая музыка»
20 марта, среда
Санкт-Петербургская консерватория, Малый концертный зал (ауд. 537, 5-й этаж)
Секция «Стравинский: между Востоком и Западом»
Модератор – Наталия Александровна Брагинская, председатель исследовательской группы IMS «Стравинский: между Востоком и Западом»
10.00. Приветствия участникам
10.10 Татьяна Борисовна Баранова, свободный исследователь (Россия, Швейцария)
Изобразительное искусство в жизни Стравинского
10.35 Лейла Цикграф, Университет Базеля (Швейцария)
Игорь Стравинский и его встреча с реформаторским театром в начале ХХ века
11.00. Маргарита Ивановна Катунян, Московская консерватория (Россия)
О композиторском языке раннего Стравинского: новаторство на стыке культур Востока и Запада
11.25. Пер Даль, Университет Ставангера (Норвегия)
Интерпретация и исполнение в аудиозаписях Стравинского
11.50–12.10. Кофе-брейк
12.10. Анастасия Александровна Логунова, Санкт-Петербургская консерватория (Россия)
Вперед в прошлое: pezzi concertati в операх Римского-Корсакова и Стравинского
12.35. Светлана Ильинична Савенко, Государственный институт искусствознания, Московская консерватория (Россия)
Игорь Стравинский и Пьер Булез
13.00. Наталия Александровна Брагинская, Санкт-Петербургская консерватория (Россия)
Игорь Стравинский – 1908/09: первый год без Учителя
13.25 – 14.15 Обед
14.15-15.00 Пауло Мунао, пианист (Италия)
Концерт-презентация «Эмиль Жак-Далькроз и Игорь Стравинский в Санкт-Петербурге»
15.00-15.15 Перерыв
Секция «Шостакович и его эпоха: современники, культура, государство»
Модератор – Ольга Георгиевна Дигонская, председатель исследовательской группы IMS «Шостакович и его эпоха»
15.15. Приветствия участникам
15.25–15.45. Лариса Алексеевна Миллер, Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (Россия)
Статья Д. Д. Шостаковича о Н. А. Римском-Корсакове: «Великий русский композитор»
15.45–16.10. Светлана Ильинична Савенко, Государственный институт искусствознания, Московская консерватория им. П. И. Чайковского (Россия)
Русская народная песня «Эй, ухнем» в переложении Д. Д. Шостаковича для баса и большого симфонического оркестра
16.10–16.25 Кофе-брейк
16.25–16.50 Константин Анатольевич Жабинский, Ростовская консерватория им. С. В. Рахманинова (Россия)
«Чужое слово» в опере «Нос»: размышления о «Бубликах»
16.50–17.15 Мэтью Хонеггер, Принстонский университет (США)
Советская культурная дипломатия и «десоветизация» оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
17.15-17.40 Габриэль Корниш, Истменская Школа Музыки (США)
Шостакович строит дом
Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет свободных искусств и наук. Ауд. 152 (2 этаж). При входе необходимо сказать — Семинар по искусствознанию.
Адрес: Галерная ул. 58-60
18.30 Ричард Тарускин, Калифорнийский университет (США)
Римский-Корсаков догоняет
21 марта, четверг
Санкт-Петербургская консерватория, Малый концертный зал (ауд. 537, 5-й этаж)
Секция «Шостакович и его эпоха: современники, культура, государство»
Модератор – Ольга Георгиевна Дигонская, председатель исследовательской группы IMS «Шостакович и его эпоха»
10.30–10.55 Фумико Хитоцуянаги, Университет Вако в Токио (Япония)
Обретение Шостаковича в Японии во второй половине XX века
10.55–11.20 Ольга Георгиевна Дигонская, Российский национальный музей музыки, Архив Д. Д. Шостаковича (Россия)
Дмитрий Шостакович и Витторио Де Сика: советско-итальянский казус 1960-х годов
11.20–11.40 Кофе-брейк
11.40–12.05 Дмитрий Юрьевич Брагинский, Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (Россия)
Шостакович: роман в письмах о футболе
12.05–12.30 Елена Сергеевна Зинькевич, Национальная музыкальная академия Украины (Украина)
Д. Шостакович в романе William T. Vollmann «Europe Central» («Европа-узловая»)
Стендовый доклад – Екатерина Владимировна Лобанкова, Московская высшая школа социальных и экономических наук (Россия)
Открывая наследие Мечислава Вайнберга (подготовка нового нотографического справочника к 100-летию композитора)
12.30-13.30 Обед
Основная программа конференции (продолжение)
Модератор – Нина Владимировна Костенко
13.30-13.55 Алла Германовна Коробова, Уральская консерватория имени М.П. Мусоргского (Россия)
Пастораль в мифопоэтическом мире «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова
13.55-14.20 Владимир Абрамович Гуревич, Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова (Россия)
«Сервилия» — pro et contra»
14.20-14.45 Любовь Алексеевна Серебрякова, Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского (Россия)
«Царская невеста»: от драмы к трагедии. «Сотворение» Марфы
14.45-15.10 Светлана Евгеньевна Сорокина, Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского Федерального университета, Казанский центр светомузыки «Прометей» (Россия)
Постановка оперы «Царская невеста» на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета
15.10-15.35 Марина Геннадьевна Долгушина, Вологодский государственный университет (Россия)
Царская невеста» в Вологде: история одной постановки
15.35-16.00 Подведение итогов конференции
16.00-16.20 Кофе-брейк
Параллельная программа, Санкт-Петербургская консерватория, Концертный зал (ауд. 342, 3-й этаж)
14.00-16.00 Секция молодых ученых
Модератор – Михаил Максимович Черниговский, председатель Совета молодых ученых СПбГК
14.00-14.20 Мария Владимировна Скуратовская, Российская академия музыки имени Гнесиных. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Сусидко Ирина Петровна
О феномене оперной редакции у Н. А. Римского-Корсакова.
14.20-14.40 Анастасия Романовна Кожевникова, Нижегородская консерватория имени М. И. Глинки. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Левая Тамара Николаевна
Небылица в масках кабуки: к вопросу экспериментальной постановки «Золотого петушка» Н. А. Римского-Корсакова
14.40-15.00 Елена Дмитриевна Кузина, Петрозаводская консерватория имени А. К. Глазунова. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Купец Любовь Абрамовна
Юлий Блейхман и Ефросинья Куза: двойной портрет на фоне Н. А. Римского-Корсакова
15.00-15.20 Ксения Михайловна Полпудова, Петрозаводская консерватория имени А. К. Глазунова. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Купец Любовь Абрамовна
Н. А. Римский-Корсаков как (не)балетный композитор
15.20-15.40 Алина Сергеевна Зайцева, Петрозаводская консерватория имени А. К. Глазунова. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Купец Любовь Абрамовна
Н. А. Римский-Корсаков vs. Ц. А. Кюи: семь взглядов на русскую поэзию
15.40-16.00 Васильцова Светлана Михайловна, Нижегородская консерватория имени М. И. Глинки. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Левая Тамара Николаевна
Юрий Корнаков «Рапсодия на темы Н. Римского-Корсакова»: к проблеме стилевого диалога
Заявка для слушателей
Rimsky-Korsakov at 175: A Survey of his Legacy Year on Year.
18-20 March 2019, St Petersburg, Russia
DEADLINE — DECEMBER, 5, 2018
In 2019, on 18 March, it will be 175 years since the birth of one of Russia’s most renowned composers – Nikolay Andreevich Rimsky-Korsakov (1844-1908). For his jubilee, the Museum will hold an international conference and series of major events (concerts, a city-wide holiday, exhibition and the publication of a collection of essays).
The conference will take place from 18–20 March 2019 at the Rimsky-Korsakov Memorial Museum-Apartment and at the St Petersburg Conservatory.
The main theme of the conference will be the fate of Rimsky-Korsakov’s legacy from 1908 (the year of his death) until the present day. Over these three days we will examine the following:
* Rimsky-Korsakov’s creative work in the context of Soviet and contemporary music (dialogues, confrontations, interpretations)
* The position of his works in different decades in the context of changing political regimes
* The perception of his works worldwide
* Rimsky-Korsakov’s legacy in contemporary concert and opera practice
The theme of ‘Year on Year’ indicates our wish to build both a linear and non-linear survey of Rimsky-Korsakov’s creative legacy. Conference papers will be grouped thematically, and some session will be held in the format of open discussions. The organising committee invites participants, to offer, alongside traditional papers, specific dates (for instance, 1935, 1950, 1991) and reflect on their significance in the context of the composer’s long-term legacy, opening up broader topics for discussion.
Therefore, in applications for the conference, we request that speakers send two proposals thus:
1. An abstract of around 150 words
2. A theme for discussion based on a specific year (around 60 words)
To assist us in compiling the conference programme in a timely fashion we also request that each proposal is accompanied by a high-resolution photograph (not least than 1 MGB) and a short biography of around 100 words.
A separate day of the conference will be devoted to special meetings of two Study Groups of the International Musicological Society: ‘Shostakovich and his Epoch’ (chairs Olga Digonskaya, Pauline Fairclough) and ‘Stravinsky Between East and West’ (chairs Natalia Braginskaya, Valérie Dufour). Applications for participation in these meetings should be sent to the relevant convenor, with the name of the group, the topic and abstracts of the report, a brief biography and photos of the participant in the format indicated above. Topics for presentation may reflect (or not reflect) a connection with the main theme of the conference.
The working languages of the conference will be Russian and English.
All applications for the conference should be sent to Lidia Ader: lidiader@gmail.com
Applications for participation in the study group ‘Shostakovich and his Epoch’ should be sent to Olga Digonskaya: digonolga@gmail.com
Applications for participation in the study group ‘Stravinsky Between East and West’ should be sent to Natalia Braginskaya: nb-sky@yandex.ru
The list of participants will be confirmed by 5 December 2018 and participants will receive notification by 15 December 2018.
A selection of the papers presented will be published in an edited volume.
Conference Organising Committee:
Lidia Ader, conference convenor, senior research associate of the Rimsky-Korsakov Museum, St Petersburg
Nina Kostenko, Director of the Rimsky-Korsakov Museum, St Petersburg
Natalia Braginskaya, Vice-Rector for scientific work of the Rimsky-Korsakov St Petersburg State Conservatory
Zivar Guseynova, Head of the Russian Music History department of the Rimsky-Korsakov St Petersburg State Conservatory
Olga Digonskaya, senior researcher of the Russian National Museum of Music and the Chief Archivist of the D. D. Shostakovich Archive
Elena Khodorkovskaya, Director of the Faculty of International Research and Art of the St Petersburg State University
Pauline Fairclough, Professor of Music, University of Bristol, Vice-President of the Royal Musical Association
Valérie Dufour, Professor of Music at the Free University of Brussels.
Международная конференция «Римский-Корсаков – 175. Год за годом»
18–20 марта 2019 года, Санкт-Петербург, Россия
В 2019 году, 18 марта, исполняется 175 лет со дня рождения всемирно известного русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908). К его юбилею будет приурочена международная конференция и ряд других масштабных событий (концерты, городской праздник, выставка, издание сборника статей).
Конференция пройдет с 18 по 20 марта 2019 года на базе Мемориального музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургской консерватории.
Главной темой конференции является судьба наследия Римского-Корсакова с 1908 года (года смерти композитора) по сей день. За три дня планируется рассмотреть:
— творчество Римского-Корсакова в контексте советской и современной музыки (диалоги, конфронтация, осмысление);
— позиционирование сочинений композитора в разные десятилетия в контексте меняющихся политических режимов;
— восприятие творчества русского мастера в мире;
— наследие Римского-Корсакова в современной концертной и оперной практике.
«Год за годом» – так мы озаглавили конференцию, планируя выстроить линейную и нелинейную историю. Для этого выступления докладчиков будут объединены в тематические группы, а часть заседаний пройдет в виде дискуссий.
Оргкомитет приглашает участников, помимо заявок на традиционные доклады, прислать на выбор 1, 2 или 3 даты (например, 1935, 1950 и 1991) и снабдить их кратким комментарием со следующей информацией: чем знаменателен указанный год применительно к творчеству или имени Римского-Корсакова, какой взгляд на это событие или явление Вы можете предложить и что Вы хотите вынести на обсуждение.
Таким образом, всех, кто хочет принять участие в основной программе конференции, просим прислать две заявки:
1. Тезисы для доклада обычного формата (ок. 150 слов)
2. Тезисы для дискуссий с указанием выбранных дат и кратких к ним пояснений (ок. 60 слов).
Заявку необходимо снабдить фотографией хорошего разрешения (не менее 1МБ) и краткой биографией (ок. 100 слов).
Отдельный день конференции будет посвящен заседаниям двух исследовательских групп Международного музыковедческого общества (IMS) – «Шостакович и его эпоха» (председатели О.Дигонская, П. Фэрклоф) и «Стравинский: между Востоком и Западом» (председатели Н. Брагинская, В. Дюфур). Заявки на участие в этих заседаниях необходимо присылать с указанием названия группы, темы и тезисов доклада, краткой биографии и фотографии участника. Тематика выступлений может отражать (или не отражать) связь с основной темой конференции.
Оргкомитет приглашает ученых разных специальностей и направлений принять участие в конференции.
Рабочие языки – русский и английский.
Заявки на участие в основной программе конференции просьба направлять Лидии Адэр: lidiader@gmail.com
Заявки на участие в сессии исследовательской группы «Стравинский: между Востоком и Западом» – Наталии Брагинской: nb-sky@yandex.ru
Заявки на участие в сессии исследовательской группы «Шостакович и его эпоха» – Ольге Дигонской: digonolga@gmail.com
Срок подачи заявок– 5 декабря 2018 года.
Уведомление об участии будет выслано 15 декабря 2018 года.
Избранные доклады по итогам конференции будут опубликованы.
Оргкомитет конференции:
Лидия Олеговна Адэр, куратор конференции, старший научный сотрудник Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова
Нина Владимировна Костенко, заведующая Музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова
Наталия Александровна Брагинская, проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
Зивар Махмудовна Гусейнова, заведующая кафедрой истории русской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
Ольга Георгиевна Дигонская, старший научный сотрудник Российского национального музея музыки, главный архивист Архива Д. Д. Шостаковича
Елена Семеновна Ходорковская, заведующая кафедрой междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета.
Полин Фэрклоф, Университет Бристоля, Музыкальный факультет; вице-президент Королевской музыкальной ассоциации (Великобритания)
Валери Дюфур, Свободный университет Брюсселя
Симпозиумы и научные конференции в Музее
Музей живет насыщенной жизнью,
ежегодно представляя новые программы, экскурсии и квесты, и, тем самым,
привлекая гостей вновь и вновь. Однако Музей известен во всем мире еще и как
крупный научный центр.
15 – 18 марта 1994 года, благодаря
инициативе ее команды, к 150-летию Н. А. Римского-Корсакова Музей провел первую
в мире конференцию музыкальных музеев. Музей Г. Х. Андерсена и К. Нильсена из
Дании, Дом-музей Э. Грига из Норвегии, Дом-музей Ф. Листа и Дом-музей Бетховена
из Германии, а также русские музеи, посвященные П. И. Чайковскому, А. Н.
Скрябина. Два года спустя, 2 – 5 декабря 1996 года к этой команде примкнули
музеи С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, М. А. Балакирева, Е. Ф. Гнесиной, И. С.
Баха и Й. Гайдна.
С 2010 года здесь прошли три крупнейшие
международные конференции, каждая из которых объединяла специалистов по
русскому искусству из десяти и более стран. Среди гостей – Ричард Тарускин,
Доротея Редепеннинг, Михаил Мейлах, Стивен Уолш, Марина Фролова-Уокер и многие
другие. Обсуждали наследие композитора в исторической перспективе (2010),
Дягилева и его контакты с композиторами (2011), русские авангардные тенденции и
инновации начала века (2012), роль русской музыки в мировом пространстве
(2014). В уютной обстановке квартиры великого русского композитора за круглым
столом собирались потомки Николая Андреевича (правнуки и праправнуки), внучатая
племянница И. Ф. Стравинского и ее супруг В. П. Степанов, руководители музеев
композитора, все те, чьи воспоминания способны пролить свет на жизнь и судьбу
его семьи, воскресить полузабытые и вычеркнутые из истории имена одаренных
музыкантов рода Римских-Корсаковых. А одним из главных тезисов программ
конференций являлась необходимость в новом осознании в XXI столетии масштаба
школы Римского-Корсакова, сплотившей вокруг себя композиторов, чьи имена стали
значительным этапом истории музыки рубежа веков. Ведь окно в творческий мир
открывалось (и прорубалось) постепенно, когда преодолев робкие шаги
первопроходца, русская музыка завоевывала подмостки известных театров и
концертных площадок. Римский-Корсаков, который дал толчок такому небывалому
буму отечественных произведений за границей, стал тем главным звеном, без
которых история музыки сложилась бы иначе.
19-22 марта 2010 марта — Международный симпозиум «Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе»
24-25 октября 2011 года — Международная конференция «В круге Дягилевом»