Музыка украинской ночи • «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством»
15 октября 2014
Из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
Римский-Корсаков, покоренный и очарованный напевной прозой Гоголя, столь близкой к стихотворной речи, считал «Вечера на хуторе близ Диканьки» одним из лучших произведений, а «Майскую ночь» выделял особенно.
На выставке можно будет увидеть живописный портрет Н. В. Гоголя середины XIX века работы И. Новикова и карандашный рисунок Е. М. Бём, на котором изображена Надежда Николаевна, жена композитора. Еще будучи невестой Николая Андреевича, Надежда Николаевна мечтала о том, что сюжет «Майской ночи» станет основой оперы композитора. Они вместе читали повесть в тот романтический день, когда Николай Андреевич сделал ей предложение. А позже, завершив оперу, композитор посвятил ее своей жене. Интересна и история создания портрета. Елизавета Бём дружила с семьей Римских-Корсаковых, часто дарила свои работы и издания. В одно из посещений квартиры на Загородном проспекте она нарисовала портрет по просьбе композитора.
Посетителям выставки будут представлены уникальные материалы Фондов Музея театрального и музыкального искусства: эскизы облачного занавеса и декораций М. В. Бочарова, П. Б. Ламбина, Д. В. Бобышова; оригинальные, а также представленные в копиях (из коллекции Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки), эскизы костюмов художника Е. П. Пономарева; эскизы персонажей из альбома Ф. И. Стравинского — исполнителя главных партий в премьерных спектаклях «Майской ночи» и «Ночи перед Рождеством». Ф. И. Стравинский, отец знаменитого композитора И. Ф. Стравинского, был человеком необычайно многогранным и разносторонним, с юношеских лет увлеченно рисовал и приобрел в рисунке вполне профессиональные навыки. Все материалы выставки по опере «Ночь перед Рождеством» относятся к премьерному спектаклю 1895 года в Мариинском театре, а сценические костюмы к этому спектаклю будут экспонироваться впервые.
На выставке можно будет увидеть первое издание клавира
оперы «Майская ночь» с дарственной надписью композитора К. А. Манну; экземпляр
«Ночи перед Рождеством», принадлежавший Римскому-Корсакову, а позже — старшей
дочери композитора Софии Николаевне; автограф с фрагментами из трех первых
опер. Будет привлечен фотоматериал необычной постановки «Майской ночи» 1910
года. Режиссер П. И. Мельников, сын знаменитого оперного певца, включил в сюжет
оперы в качестве немых персонажей героев «Сорочинской ярмарки» и «Ночи перед
рождеством», подчеркнув единство цикла повестей «Вечера на хуторе близ
Диканьки». Вырезки из афиш и программы будут свидетельствовать о первых
постановках двух гоголевских опер Римского-Корсакова. Сохранившаяся программа
генеральной репетиции «Ночи перед Рождеством» напомнит о скандальной ситуации,
возникшей перед самой премьерой спектакля. После негодования великих князей
Владимира Александровича и Михаила Николаевича по поводу появления на сцене
царицы, в которой всякий, знающий содержание повести Гоголя, узнавал Екатерину
II, премьера была отложена, а композитор вынужден был сделать изменения в
либретто оперы.
Дополнят выставку эскизы костюмов С. Ю. Судейкина к опере М. П.
Мусоргского «Сорочинская ярмарка» (переданные в дар Театральному музею Михаилом
Барышниковым). Первая повесть «Вечеров» в свое время привлекла внимание и
Римского-Корсакова. Несмотря на то что этому сюжету композитор предпочел
«Майскую ночь», он с интересом наблюдал за работой Мусоргского, знакомясь с
каждым новым фрагментом оперы. Прочтение гоголевских сюжетов Римским-Корсаковым
и Мусоргским стало еще одной ступенью диалога двух композиторов. Фрагменты опер
Римского-Корсакова по повестям Гоголя прозвучат в день открытия выставки в
мемориальной гостиной. Там и сейчас находится преподнесенная в день премьеры
«Ночи перед Рождеством» муаровая лента с надписью «Бессмертному певцу
солнечного культа и Купалы Римскому-Корсакову — слава».