Сказка о царе Салтане • Оперные шедевры
13 марта 2013
Из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди» (либретто В. И. Бельского по сказке А. С. Пушкина) –
четвертый сюжет в рамках выставочного цикла, последовательно представляющего
оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова. Плодотворное
сотрудничество-общение с В. И. Бельским, начавшееся с оперы «Садко», оказало
весьма благотворное влияние на все последующее творчество композитора. Глубокая
созвучность художественных устремлений композитора и либреттиста в данном
случае гибкого «соавтора» пушкинского текста, привела к блестящим результатам в
операх «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок».
Сказочные образы
поэзии Пушкина привлекли внимание Римского-Корсакова еще в 1880 году и
воплотились в «Сказке» для симфонического оркестра, навеянной прологом к
«Руслану и Людмиле» и одноименной оперой М. И. Глинки. В эти же годы В. В,
Стасов посоветовал Римскому-Корсакову написать оперу на сюжет «Сказки о царе
Салтане» А. С. Пушкина. Реализована эта мысль была позднее (1899-1900), в
период празднования столетия со дня рождения великого поэта. От раннего романса
1866 года «На холмах Грузии» до романса «Сновиденье», замыкающего список из 20
романсов на пушкинские тексты; от симфонической «Сказки», оперы «Моцарт и
Сальери», кантаты «Песнь о вещем Олеге» к опере «Золотой петушок» — последнему
оперному сочинению. Такова линия творческого отклика композитора на поэзию
Пушкина. И в этом списке, который дополняют редакции Римским-Корсаковым
сочинений других авторов («Руслан и Людмила М. И. Глинки, «Каменный гость» А.
С. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского), «Сказка о царе Салтане»
занимает центральное место.
Опера, написанная
легко и быстро, окрыленным успехом «Царской невесты» композитором, полным
желания сочинять, открыла линию сказочных опер позднего периода. Сохраняя
прозрачность и легкость пушкинских строк, складывая красочные детали в пеструю
мозаику, композитор и либреттист воплотили в звуках колорит волшебной сказки.
Успех
премьерного спектакля был ожидаем и предопределен. Уникальный союз композитора,
художника М. А. Врубеля, певицы Н. И. Врубель – непревзойденной Царевны-лебедь,
великолепный состав исполнителей во главе с М. М. Ипполитовым-Ивановым в
качестве дирижера, принесли ошеломительный успех спектаклю. Это было триумф
композитора, предвосхитивший грандиозные юбилейные чествования 35-летия
творчества Римского-Корсакова в декабре 1900 года.
Выставка представляет экспонаты из Фондов Музея театрального и
музыкального искусства, связанные с различными постановками оперы,
осуществлявшимися на протяжении всего XX века. От состоявшейся уже
после смерти композитора премьеры на сцене Мариинского театра (1915) до постановки
оперы в ЧССР (1989). Это два женских костюма по эскизам К. А. Коровина; эскизы
костюмов, созданные художниками А. Л. Головиным, А. В. Щекотихиной-Потоцкой;
зарисовки артистов Э. О. Визеля, эскизы декораций Ю. С. Устинова. Из коллекции
Международного благотворительного фонда «Константиновский», ранее
принадлежавшей Нине и Никите Лобановым-Ростовским, представлены работы
художников «русского зарубежья» — эскизы костюмов и декораций Н. А. Бенуа, И.
Я. Билибина, С. М. Лиссима. Копии рукописей Пушкина из собрания Института
русской литературы Российской Академии наук дополняют выставку.