Садко • Оперные шедевры
17 марта 2012
Из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
В феврале 2011 года Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова открыл серию камерных выставок, последовательно представляющих оперное творчество композитора. Первая выставка была посвящена опере «Снегурочка», как наиболее значимому произведению для самого композитора. Следующие сюжеты в выставочном проекте музея, рассчитанном на несколько лет, – оперные сочинения Н. А. Римского-Корсакова, созданные в содружестве с либреттистом В. И. Бельским. Открывает этот цикл выставочная экспозиция, посвященная опере «Садко». Мысль о создании оперы на сюжет былины о Садко появилась у Римского-Корсакова задолго до ее осуществления, но оставалась нереализованной вплоть до 1894 года, когда композитор приступил к сочинению оперы. В работе над либретто, помимо самого Римского-Корсакова, деятельное участие принимали Н. Ф. Финдейзен, В. В. Стасов, В. В. Ястребцев, Н. М. Штруп и, с лета 1895 года, В. И. Бельский, ставший с той поры ближайшим другом и помощником Римского-Корсакова.
Опера «Садко» положила начало сотрудничеству Н. А. Римского-Корсакова и В. И. Бельского, оказавшемуся столь плодотворным в дальнейшем. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» являются бесспорным подтверждением этого. «Именно Бельский оказывается наиболее близок Римскому-Корсакову в те напряженные периоды его жизни, когда в 1896 году он получает отказ в постановке «Садко» на императорской сцене и когда, спустя десятилетие, цензурные мытарства обрушиваются на последнюю его оперу – «Золотой петушок»: эти два сочинения, по воле судьбы, подобно арке, объединяют годы сотрудничества композитора и литератора» (Л. Г. Барсова). В современных постановках некоторые фрагменты оперы, как например, сцены с Любавой в третьей и других картинах, часто подвергаются купюрам, а иногда и исключаются полностью ради сокращения масштабного оперного сочинения. Но именно с мысли ввести в уже практически сложившееся оперное либретто новый персонаж, жену Садко Любаву, дополнить оперу новыми сюжетными линиями и сценами, началось удивительное «соавторство» Римского-Корсакова и Бельского.
Опера «Садко» была поставлена на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова в декабре 1897 года. Премьера прошла с триумфальным успехом, несмотря на недостаточную тщательность репетиционного процесса. Художникам К. А. Коровину и С. В. Малютину, работавшим над эскизами костюмов и декораций, активно помогал М. А. Врубель. Не только костюм, но и сценический образ Волховы создавался при его непосредственном участии. На премьерных спектаклях Римский-Корсаков впервые услышал Н. И. Забелу-Врубель в партии Царевны Волховы. «Произошло уникальное совпадение слуховых представлений, «намерений» Римского-Корсакова с характером дарования и исполнительства певицы» (Л. Г. Барсова). По словам сына композитора А. Н. Римского-Корсакова «Голос Надежды Ивановны подкупал не силой и не техникой, а своей кристальной чистотой… в сочетании с красотой и поэтичностью тембра».
На Императорской сцене Мариинского театра премьера оперы состоялась 26 января 1901 года в бенефис оркестра и имела большой успех. Подробный отчет о премьере в Ежегоднике Императорских театров подтверждает значительность этого события. Первому исполнению «Садко» на сцене Мариинского театра и посвящена настоящая выставка, на которой будут представлены экспонаты из фондов Музея театрального и музыкального искусства. Многие из них будут экспонироваться впервые. Это эскизы костюмов Садко и Волховы, эскизы декораций 1-й и 2-й картин, созданные художником А. М. Васнецоым, пять макетов декораций, выполненных художниками Императорских театров по рисункам А. М. Васнецова, и макет декорации на деревянном планшете (автор макета П. Б. Ламбин, автор рисунка А. М. Васнецов). Мужской костюм (дружина Садко), образцы редких фотографий первых исполнителей и сцен из оперы дополнят представление о спектакле 1901 года. Один из раритетов музея – костюм Н. И. Забелы-Врубель для партии Волховы по эскизу М. А. Врубеля, представленный на выставке, – относится к выступлению певицы в спектакле Мариинского театра в сезоне 1904-1905 годов, когда певица была принята в его труппу. Известно, что Надежда Ивановна выступала в костюмах, выполненных по эскизу М. А. Врубеля, даже если спектакль оформлял другой художник. Михаил Александрович создавал не только костюмы для оперных спектаклей, но и платья для концертных выступлений певицы.
Выставка откроется 17 марта (16.00) в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова ко дню рождения композитора. По традиции в мемориальной гостиной соберутся потомки композитора, почитатели его творчества, друзья и постоянные посетители музея. В исполнении солистов Мариинского театра Жанны Домбровской (сопрано) и Михаила Макарова (тенор) прозвучат фрагменты оперы «Садко» и романсы, посвященные В. И. Бельскому, Н. И. Забеле-Врубель и М. А. Врубелю. Вступительное слово – доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, автор книг «Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с В.В. Ястребцевым и В.И. Бельским» и «Н.А. Римский-Корсаков. Переписка с Н.И. Забелой-Врубель» Л. Г. Барсова.