Маленькие трагедии. Роковые страсти • Пьесы А. С. Пушкина
в операх русских композиторов
21 марта 2014
Из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства при участии Российской национальной библиотеки
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, написанные как единый
цикл о трагедии человеческих страстей, обрели свое музыкальное воплощение в XIX –
начале XX века. А. С.
Даргомыжский был первым из композиторов, кто воспринял эти тексты как идеальные
оперные либретто и «озвучил» гениальную пьесу Пушкина в своей последней,
незавершенной опере «Каменный гость». Инструментовка оперы Даргомыжского была
одной из ранних работ молодого Римского-Корсакова. Позже, в период работы над
драматическими сценами «Моцарта и Сальери», в мыслях уже опытного и бесконечно
требовательного к себе композитора, постоянно возникало желание вернуться к
этому произведению и сделать вторую, более совершенную редакцию инструментовки.
В списке оперных сюжетов Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» — произведение
исключительное, образец нового стиля письма композитора. После Даргомыжского и
Римского-Корсакова к «Маленьким трагедиям» обратились Ц. А. Кюи («Пир во время
чумы») и С. В. Рахманинов («Скупой рыцарь»). На выставке из коллекции Фондов
Музея театрального и музыкального искусства, представляющей весь цикл
«Маленьких трагедий», будет сделан акцент на двух оперных сочинениях,
непосредственно связанных с именем Римского-Корсакова.
Материалом выставки стали сохранившиеся свидетельства различных постановок: от премьер «Каменного гостя» Даргомыжского в Мариинском театре в 1872 году и «Моцарта и Сальери» в театре С. И. Мамонтова в 1898 до спектаклей советского периода. Костюм Донны Анны, а также наброски декораций к «Каменному гостю», выполненные художником А. Я. Головиным, представляют выдающийся спектакль – последнюю предреволюционную постановку В. Э. Мейерхольда на сцене Мариинского театра. Уникальный фотоматериал премьерных спектаклей; сценические костюмы Донны Анны для М. Б. Черкасской, Сальери для Ф. И. Шаляпина; старинные литографии; иллюстрации; рукописные источники; вырезки из афиш и программы; первое издание клавира «Моцарта и Сальери» 1898 года, принадлежавшее Римскому-Корсакову, а позже старшей дочери композитора Софии Николаевне. Некоторые из представленных на выставке работ экспонируются впервые. Оперные «Маленькие трагедии» максимально приближаются к драматическому спектаклю, ставят перед исполнителями предельно сложные актерские задачи. Выразительность произнесения слова, нюансы интонаций, мимика имеют решающее значение в создании образа персонажа. Оперные певцы должны играть на сцене так, как играют драматические актеры. Дополняет выставку эскиз декорации А. Н. Бенуа к «Каменному гостю», которого художник поставил двумя годами ранее Мейерхольда на сцене Московского Художественного театра.