Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе
19 марта 2010
Из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и
Российского института истории искусств
Документы, фотографии и нотные рукописи Н. А. Римского-Корсакова рассредоточены по различным архивам и частным собраниям. Профессор Санкт-Петербургской консерватории, почетный профессор ведущих университетов Европы, композитор являлся символом русского искусства рубежа веков. Н. А. Римский-Корсаков воспитал учеников, представлявших его композиторскую школу во всем мире: это проживавший в разных странах Игорь Стравинский, уехавшие во Францию Николай Черепнин и Александр Глазунов, 15 лет гастролировавший по Европе и Америке Сергей Прокофьев, итальянский композитор Отторино Респиги и, наконец, грек по происхождению Василий Калафати, живший в России и погибший в блокадном Ленинграде.
Архив Василия Павловича Калафати (1869–1942) уцелел благодаря сыну композитора – Анатолию, продавшему впоследствии материалы в антикварную лавку в Афинах. Они были выкуплены Факультетом музыкального образования Ионического университета. Таким образом, рукописи большинства произведений Калафати, иконография, афиши, программы, приглашения и многие другие документы (более 138 печатных и рукописных произведений) оказались в Греции. Лишь малая часть этой коллекции вошла в состав выставки в Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова. В экспозиции представлены нотные автографы романсов, тематически и стилистически близкие творчеству его учителя («На берегу моря», «Подражание арабскому», кантата «Цыгане»), фотографии Калафати – ученика, семьянина, профессора.
Ключевым звеном выставки является фигура Н. А. Римского-Корсакова – композитора и педагога, посвятившего 37 лет Петербургской консерватории. Строгий, но справедливый профессор, он сформировал кодекс правил и обязательных знаний, необходимых каждому начинающему композитору. Его ученики, став позже профессорами консерватории, «из первых уст» передавали эти знания. В Отделе рукописей Санкт-Петербургской консерватории хранятся уникальные документы, частично представленные на выставке, – это экзаменационные работы учащихся консерватории 1890–1900-х годов с пометами как самого Римского-Корсакова, так и его учеников – А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Н. А. Соколова, Я. Витола. «Слабо», «Желательно бы ближе к подлиннику», «Отчего у кларнетов нет знаков в ключе?» и другие замечания присутствуют на полях практически каждой рукописи и наглядно свидетельствуют о критериях и требованиях школы. И к собственным произведениям Римский-Корсаков относился с не меньшей требовательностью. Показательны в этом отношении резкие комментарии композитора («Болван», «Идиот») в свой адрес на полях Первой симфонии, переработанной в 1880-х годах.
Среди важнейших экспонатов выставки – авторская рукопись партитуры оперы «Кащей бессмертный». До 1994 года она считалась утерянной, поэтому за основу 12 тома Полного собрания сочинений (партитура оперы «Кащей бессмертный»), изданного в 1955 году, были взяты корректурные оттиски прижизненного издания партитуры с личной правкой автора. Автограф партитуры оперы был приобретен в 1994 году у потомков Г. В. Фурмана – ученика Римского-Корсакова по классу специальной инструментовки в 1906–1907 годах.
Впервые экспонируются предметы детского фарфорового сервиза младшей дочери композитора Наденьки Римской-Корсаковой; книга «Народная сказка о репке» (Силуэты Елизветы Бем, 1871), которая всегда находилась в гостиной Римских-Корсаковых в квартире на Загородном проспекте. Среди материалов – детские рисунки Н. А. Римского-Корсакова периода 1852–1857 годов.
На выставке представлен уникальный электромузыкальный инструмент эмиритон, сконструированный в 1930-е годы командой изобретателей (А. А. Иванов и М. А. Лазарев) во главе с внуком Н. А. Римского-Корсакова – известным акустиком Андреем Владимировичем.
Выставка организована Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства при участии Кабинета рукописей Российского института истории искусств, Научно-исследовательского отдела рукописей научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Ионийского университета (Греция).