Золотой петушок • Оперные шедевры
16 октября 2013
Из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
«Золотой
петушок» (либретто В. И. Бельского по сказке А. С. Пушкина) – пятый сюжет в
рамках выставочного цикла, последовательно представляющего оперное творчество
Н. А. Римского-Корсакова. Последнее оперное произведение композитора – одно из
самых ярких и блестящих, выполненное с поразительным мастерством. Появление
«Золотого петушка» после «Сказания о граде Китеже», воспринимавшегося многими
как кульминация всего творчества композитора, удивило современников. Новизна,
необычность замысла и музыкального языка: опера предвосхищала новаторские
искания XX века.
«Золотой
петушок» завершил линию творческого отклика Римского-Корсакова на поэзию
Пушкина и стал последней совместной работой композитора и либреттиста В. И.
Бельского. В результате адаптации к требованиям оперного спектакля текст
Пушкина был значительно расширен, введены новые персонажи, сатирическое
звучание сказки было усилено и обострено до такой степени, что все намеки
вызывали аллюзии с реальными политическими событиями начала века.
Неудивительно, что на оперу обрушились цензурные гонения и запреты. При жизни
композитор успел услышать только концертное исполнение фрагментов своей
последней оперы, имевшее грандиозный успех у публики.
Премьера
состоялась в 1909 году, уже после смерти композитора, в частном театре С. И.
Зимина. Немалую роль в ошеломительном успехе спектакля сыграли работы И. Я.
Билибина. На выставке представлен эскиз костюма к опере и изданная С. И.
Зиминым книга «Сказка о золотом петушке» Пушкина с иллюстрациями художника.
Состоявшийся несколько месяцев спустя премьерный спектакль в Большом театре
оформлял К. А. Коровин. На выставке можно увидеть блещущие фантазией эскизы
костюмов для Шествия свиты Шемаханской царицы из III действия.
После 1917 года
опера была поставлена впервые без купюр и цензурных изменений. В
послереволюционный период оперу оформляли П. Б. Ламбин, Д. В. Бобышов, Э. О.
Визель, М. С. Сарьян, Б. М. Кустодиев. Премьера в Мариинском театре состоялась
лишь в 1919 году. Этот спектакль представлен эскизами костюмов и грима П. Б.
Ламбина. Центральное место на выставке отведено работам Д. В. Бобышова 1923
года для петроградского Малого академического театра – костюм Шемаханской
царицы по эскизу художника; эскизы афиши, декораций и костюмов.
Загадочность,
недосказанность, многозначность и необычность образов, открытый вопросительный
финал оперы – все это вызвало самые разные, порой неожиданные постановочные
решения. В 1914 году в Русских сезонах» С. П. Дягилева «Золотой петушок» был
поставлен Михаилом Фокиным как опера-балет с Тамарой Карсавиной в роли
Шемаханской царицы. Эта постановка стала сенсацией, вызвав шумные споры. Эскизы
костюмов А. Н. Бенуа, Н. С. Гончаровой из коллекции Международного благотворительного
фонда «Константиновский», ранее принадлежавшей Нине и Никите
Лобановым-Ростовским, дадут представление об этом ярком спектакле, одном из
самых эффектных в дягилевской антрепризе.
Иллюстрации
художника Б. Г. Крейцера к повести Л. И. Борисова «Золотой петушок» дополнят
выставку.