Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова
Филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства
27 декабря 1971 года в последней петербургской квартире композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова открылся мемориальный музей. Семья Римских-Корсаковых поселилась в доме № 28 по Загородному проспекту осенью 1893 года. Внешне ничем не примечательный пятиэтажный флигель расположен в глубине двора, окружен зеленью и удален от городского шума. Квартира № 39 находится на третьем этаже. Здесь Николай Андреевич прожил 15 последних, необычайно плодотворных лет жизни.
После революции 1917 года Надежда Николаевна, вдова композитора, была вынуждена покинуть большую квартиру и в начале 1918 года переехала к сыну Андрею. Квартира на Загородном проспекте надолго превратилась в коммунальную (в 1950-х годах квартиру занимали 10 семей, всего более 20 человек).
До переезда Надежда Николаевна успела разобрать и систематизировать рукописи Николая Андреевича, его нотную библиотеку, афиши, программы, Фотографии, ценные подношения, поздравительные адреса, семейные реликвии. В результате сформировалась большая коллекция — основа будущего музея. В начале 1920-х годов дети Николая Андреевича передали творческий архив композитора в Отдел рукописей Публичной библиотеки. Мечта о создании музея начала приобретать реальные очертания лишь в 1967 году, когда было принято официальное решение об учреждении музея-квартиры. Для этого потребовалось более 50 лет неустанных усилий трех поколений членов семьи Римских-Корсаковых.
Предстоял капитальный ремонт дома и реставрация квартиры, где сохранились угловые изразцовые печи, изящной формы мраморный камин, высокие двустворчатые двери, оконные переплеты с медными ручками и задвижками; рисунок и цвет обоев определили по подлинным образцам, обнаруженным под более поздними слоями оклейки стен. Более 250 предметов, бережно хранившихся потомками композитора, были переданы в дар музею. Все вещи из кабинета, передней, гостиной и столовой вернулись на свои прежние места. В полноте и подлинности интерьеров мемориальных комнат заключается особая ценность музея; остальные комнаты квартиры реконструированы. Созданные экспозиционный и концертный залы дополняют мемориальную часть музея.
Материалы экспозиционного зала дают представление о многогранной деятельности Н. А. Римского-Корсакова — композитора, педагога, дирижера. Документы свидетельствуют о работе в Бесплатной музыкальной школе и службе в Придворной певческой капелле, о преподавании в Петербургской консерватории, с которой связаны 37 лет жизни Римского-Корсакова. Лучшее подтверждение педагогического дара композитора — ученики Николая Андреевича: А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, Н. Н. Черепнин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский.
Среди экспонатов этого зала особую ценность представляет «Золотое перо», подаренное композитору в 1880 году в день премьеры его оперы «Майская ночь». С тех пор Римский-Корсаков писал им все музыкальные произведения, письма, «Летопись моей музыкальной жизни». Последний период жизни стал для Николая Андреевича временем интенсивного творчества. Он создал 11 из 15 опер, в том числе «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», более 40 романсов. В кабинете композитора нет рояля. Римский-Корсаков обычно работал за письменным столом, доверяя своему исключительному внутреннему слуху. За другим столом работала Надежда Николаевна. Верный помощник во всех музыкальных делах мужа, она правила корректуры, занималась фортепианными переложениями его симфонических и оперных произведений. В юности Надежда Николаевна сочиняла музыку и была незаурядной пианисткой. В гостиной устраивались музыкальные вечера.
С 1905 такие собрания приобрели регулярный характер и стали называться «корсаковские среды». Программа вечеров заранее не составлялась, но всегда оказывалась интересной. В авторском исполнении звучали новые сочинения А. К. Глазунова, А. К. Лядова, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Надежда Николаевна аккомпанировала Ф. И. Шаляпину, Н. И. Забеле-Врубель, Е. К. Мравиной. Как и прежде, в гостиной — рояль фирмы «Беккер», приобретенный Римским-Корсаковым в 1902 году. Традиционные «корсаковские среды» существуют и сегодня, привлекая слушателей теплой задушевной атмосферой. В столовой особый интерес представляют живописные портреты предков Римского Корсакова, созданные неизвестными художниками XVIII-начала XIX в.в. Николай Андреевич — представитель древнего дворянского рода, основоположником которого в России стал прибывший из Литвы Венцеслав Корсак. Его потомки именовались на русский лад — Корсаковы. В 1677 году несколько Корсаковых получили высочайшее соизволение царя Федора Алексеевича писать фамилию с приставкой «Римские», на том основании, что их давние предки являлись подданными Римского государства. Николай Андреевич — представитель четырнадцатого поколения рода от Венцеслава Корсака и шестого поколения от первого Римского-Корсакова.
Небольшой уютный концертный зал музея популярен как у начинающих музыкантов, так и среди известных исполнителей. Концертный зал на 1 этаже позволил значительно расширить деятельность музея, привлечь внимание и интерес широкой аудитории слушателей.
Мемориальный Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова является филиалом Санкт-Петербургского Государственного Музея театрального и музыкального искусства.
http://www.theatremuseum.ru
Татьяна Владимировна Римская-Корсакова
В 2015
году исполняется 100 лет со дня рождения Татьяны Владимировны
Римской-Корсаковой (30.01.1915, Петроград – 05.04.2006, Санкт-Петербург) –
внучки великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
В 1938 г. она окончила Ленингралский инженерно-строительний институт, работала
в Ленинградском филиале Академии Архитектуры СССР, Ленинградском Зональном
научно-исследовательском проектном институте типового и экспериментального
проектирования. Но главным делом ее жизни стало сохранение и развитие всего,
что связано с именем Н. А. Римского-Корсакова. С 1944 года деятельность Татьяны
Владимировны была неразрывно связана с подготовительной работой по созданию
Мемориального музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова в доме на Загородном пр.,
28. Ее профессиональные советы как архитектора были очень ценны при
восстановлении прежней планировки мемориальных помещений после капитального
ремонта дома. Предоставленные ею уникальные фотографии 1900-1908 гг., сделанные
в интерьере квартиры, помогли воссоздать подлинную обстановку комнат, а
переданные в дар многочисленные предметы и семейные реликвии стали частью
экспозиции музея.
Татьяна Владимировна принимала участие во всех сферах жизни музея. Продолжая
традиции музыкальных собраний в доме Римских-Корсаковых, она открывала
концертные сезоны, ежегодно выступала на вечерах, посвященных дню рождения Н.
А. Римского-Корсакова и другим юбилейным датам. На многочисленных встречах с
посетителями музея на основании семейной переписки увлекательно рассказывала об
интересных неопубликованных фактах жизни семьи Римских-Корсаковых. Свободно
владея тремя иностранными языками, Татьяна Владимировна принимала в музее
многих выдающихся деятелей музыкального искусства, поддерживая и развивая
международные контакты.
Ее деятельность не ограничивалась только Мемориальным музеем-квартирой в
Петербурге. Она была тесно связана с Домом-музеем на родине композитора в
Тихвине (музей был открыт в 1944 г.). Последний большой проект – создание
архитектурного проекта и экспозиции для Музея-заповедника Любенск-Вечаша, где
была дача композитора.
Т. В. Римская-Корсакова – автор путеводителей по музею, ряда статей и двух книг
о композиторе: «Детство и юность» (СПб., «Композитор», 1995) и «Н. А.
Римский-Корсаков в семье» (СПб, «Композитор», 1999)..