Снегурочка • Оперные шедевры
17 марта 2011
Из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
Выставка
«Снегурочка», организованная Музеем театрального и музыкального искусства при
участии Санкт-Петербургского музея кукол, приурочена к 130-летию создания
оперы.
В масштабном наследии
Н. А. Римского-Корсакова эта опера занимает особое место. Критически оценивая
свои партитуры, композитор ставил на первое место именно «Снегурочку», считая,
что в ней он «почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором».
«Весенняя сказка» А. Н. Островского, прочитанная Римским-Корсаковым в 1874 году
и не вызвавшая в то время творческого отклика, вновь привлекла внимание
композитора спустя пять лет. Он работал стремительно, буквально на одном
дыхании, едва успевая фиксировать на нотной бумаге нахлынувший музыкальный
материал. Клавир оперы был написан летом 1880 года в имении Стелёво Лужского
уезда. Зарисовки этого живописного места, представленные на выставке, сделал
Н. Н. Пургольд – родной брат Надежды Николаевны
Римской-Корсаковой.
В марте 1881
года Николай Андреевич завершил партитуру оперы. «Музыка… к моей “Снегурочке”
удивительна, – делился впечатлениями Островский, – я ничего не мог никогда себе
представить более к ней подходящего и так живо выражающего поэзию древнего
русского языческого культа…».
Образ
Снегурочки уникален для русской культуры. В народных преданиях ее история
связана с образом богини Костромы, чье чучело когда-то сжигали на костре во имя
будущего урожая. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы и
праздник Нового года, начало которого связывали с наступлением весны –
периода обновления и расцвета в природе. В русском фольклоре образ Снегурочки
оформился в XIX веке, когда Г. П. Данилевский в 1860 году
опубликовал литературный вариант народной сказки. К этому сюжету, а также
к народным преданиям, исследованным А. Н. Афанасьевым, обратился в
1873 году Островский, находясь в имени Щелыково Костромской губернии.
По славянской
мифологии Снегурочка – дочь Деда Мороза и Зимы, по версии Островского и
Римского-Корсакова – дочь Деда Мороза и Весны-Красны, образ нежный и
трогательный. Внешний облик сказочной героини имеет свои каноны. Это должна
быть обязательно светловолосая девушка, одетая в белые или бело-голубые одежды.
В таких тонах решен представленный на выставке костюм Снегурочки по эскизу
К. А. Коровина.
Уникальные
экспонаты, хранящиеся в фондах Музея театрального и музыкального искусства,
помогают зрителю, привыкшему к современной трактовке оперного действия,
вернуться к театральной постановке, созвучной авторским ремаркам. На выставке
экспонируются эскизы костюмов Снегурочки и Весны Е. П. Пономарева, выполненные
для постановки оперы в 1898 году в Мариинском театре. Новые образы, яркие и
выразительные, создал Д. С. Стеллецкий, работая в 1910–1911 годах над
спектаклем «Снегурочка». А. И. Бенуа, принявший с восторгом эту
работу, написал: «…Красота эта особая, одного Стеллецкого, и в тоже время эта
красота могущественная, властно навязывающаяся, вытесняющая всякую иную
красоту».
Для творческой
судьбы Врубеля знакомство с Н. А. Римским-Корсаковым стало счастливым
знаком. Лучшие работы художника были связаны с сюжетами и образами оперного
творчества композитора. Врубель создал серию скульптур-майолик: «Лель»,
«Купава», «Мизгирь», «Весна», «Садко», «Морской царь», «Волхова». В «Царе
Берендее» несложно узнать самого Римского-Корсакова.
По эскизам К. А. Коровина выполнены Снегурочка, Купава, Лель, Мизгирь,
Берендей из коллекции Санкт-Петербургского музея кукол. Их образы позволяют
окунуться в волшебный мир знакомой с детства сказки. Сказки, в которой так
тонко переплетается нереальный мир, порожденный народной фантазией, и мир
действительности.