Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии • Оперные шедевры
30 ноября 2012
Из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (либретто В. И. Бельского) – третий сюжет в рамках выставочного цикла, последовательно представляющего оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова.
Общение композитора с В. И. Бельским оказало весьма благотворное влияние на процесс создания оперных произведений. Глубокая созвучность художественных устремлений композитора и либреттиста привела к блестящим творческим результатам. Началом сотрудничества, столь плодотворного в дальнейшем, стала опера «Садко». Следующие оперы: «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» являются бесспорным подтверждением этого. Если в «Сказке о царе Салтане» и «Золотом петушке». Бельский опирался на пушкинский текст, то либретто «Китежа» обладает самостоятельной художественной ценностью.
В результате долгой и тщательной работы над оперой Римский-Корсаков в лице Бельского обрел талантливого соавтора, обладающего глубокими знаниями фольклора и древнерусских литературных источников. Либретто «Китежа» современники воспринимали как образец стилистики старинной русской речи.
По словам выдающегося русского философа И. И. Лапшина, который был другом и почитателем творчества Римского-Корсакова, «Снегурочка», «Садко» и «Китеж», являются наиболее монументальными и наиболее совершенными созданиями композитора. Но именно «Китежу» в общей перспективе творчества композитора было суждено занять кульминационное, итоговое положение.
1 ноября 1906 года состоялось исполнение I действия «Сказания о невидимом граде Китеже» в музыкальной гостиной дома на Загородном проспекте. Партию Февронии исполняла Н. И. Забела-Врубель. Эта роль могла бы стать вершиной своего творчества певицы, но так и осталась невоплощенной ею на театральной сцене.
7 февраля 1907 года в Мариинском театре началась сценическая жизнь одного из счамых масштабных и сложных произведений композитора. Дирижировал оперой Ф. М. Блуменфельд, режиссером спектакля стал В. П. Шкафер. Это был его дебют на сцене Мариинского театра в качестве постановщика. Партию Февронии исполняла М. Н. Кузнецова-Бенуа, а в следующих премьерных спектаклях – М. Б. Черкасская; партию Гришки Кутерьмы – И. В. Ершов, создавший образ небывалой трагической глубины.
На выставке представлены экспонаты, связанные с премьерой оперы в Мариинском театре: костюмы, выполненные по эскизам художника К. А. Коровина и его же эскизы, представленные в копиях; фотографии главных исполнителей и сцен премьерного спектакля. Они органично сочетаются с работами С. М. Юнович – художницы, продолжающей традиции русской декорационной живописи, в первую очередь К. А. Коровина и М. А. Врубеля. Масштабные эскизы декораций и эскизы костюмов были созданы ею к новой постановке оперы в Кировском театре в 1958 году.
«Сказание о невидимом граде Китеже» в оформлении С. М. Юнович – один из лучших спектаклей за всю сложную и полную дискуссий историю сценических воплощений этой оперы.