Музыка заклятия • Опера-балет Н. А. Римского-Корсакова «Млада»
18 марта — 7 октября 2015
Из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства при участии Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки
Певцом солнечного культа и Купалы называли Римского-Корсакова современники. «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», Майская ночь» пронизаны стихией календарной обрядности и отражают увлечение композитора славянскими фольклорными мотивами. Зимний и летний солнцеворот, празднества Коляды и Купалы, этапы солнечного годового цикла, заклинание стихий, важнейшие моменты архаического календаря стали сюжетной основой этих произведений. Композитор серьезно увлекся поэтической стороной культа поклонения солнцу, а появившийся на рабочем столе композитора сборник А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» на долгие годы стал предметом изучения и любимым чтением.
По степени насыщенности оперного текста обрядово-мифологическими мотивами «Слада» превосходит все предшествующие сочинения композитора. «У меня есть все, что для меня пригодно, — писал Римский-Корсаков о своей новой опере, — русалки, лешие, русская пастораль, хороводы, обряды, превращения, восточная музыка, ночи, вечера, рассветы, птички, звезды, облака, потопы, бури, наводнение, злые духи, языческие боги, безобразные чудища, охоты, входы, танцы, жрецы, идолослуженье…». И все это сосредоточилось в одной «Младе»! Сам композитор ощущал, что «Млада» подводит определенный итог: не случайно он успел завершить партитуру к юбилею – 25-летию своей творческой деятельности. Композитор мечтал о постановке, которая будет полностью совпадать с его многочисленными и очень подробными авторскими ремарками в тексте партитуры.
Воплощение «Млады» на сцене – сложный экзамен для всех исполнителей этого спектакля. Возможно, поэтому название четвертой оперы нечасто встречается на театральных афишах, и знакома она широкому зрителю менее других опер Римского-Корсакова. На выставке опера-балет представлена экспонатами Фондов Музея театрального и музыкального искусства. О премьерном спектакле сезона 1892 года рассказывают эскизы костюмов Евгения Пономарева и четыре сценических костюма, в том числе костюм для Федора Стравинского – первого исполнителя партии Мстивоя в опере. Насыщенностью и яркостью красок обращает на себя внимание зрителей эскиз декорации Константина Коровина «Замок Клеопатры. Египетский зал». Он был создан в 1917 году к неосуществленной постановке «Млады», позже был использован в спектакле Академического театра оперы и балета в 1923 году. Центральное место на выставке занимают работы Валерия Левенталя: эскизы костюмов и масштабные эскизы декораций. Постановка сезона 1988/89 годов в Большом театре продолжила сценическую историю волшебной оперы-балета и появилась через 100 лет после завершения Римским-Корсаковым набросков клавира своего четвертого оперного сочинения.
На выставке можно увидеть клавир «Млады» с автографом Римского-Корсакова (дарственной надписью режиссеру Александру Яковлевичу Морозову), программу премьерного спектакля, уникальные фотографии 1892 года – исполнителей и декораций всех действий оперы, а также мемориальные предметы: 2 салфетки с вышивкой даты окончания партитуры и первого представления «Млады». Этот подарок Николай Андреевич получил от своей 17-летней дочери Софии.
Отдел редкой книги Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки предоставил на выставку копии эскизов костюмов к опере «Млада» из богатой коллекции рисунков Е. П. Пономарева, хранящейся в Фондах библиотеки.